Логопедическое сопровождение

Логопедическая работа в общеобразовательной  школе - это не дополнительная образовательная услуга, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует доступному и успешному его овладению учащимися с речевыми нарушениями.

Основными задачами учителя-логопеда являются:

-Диагностика речевого развития у учащихся;

-Постановка, автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях, текстах;

-Коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой у детей с ОВЗ;

-Консультация родителей и учителей;

В первую очередь зачислению на логопедические занятия подлежат учащиеся с ОВЗ имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы (дети с тяжёлыми нарушениями речи,  общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).

Зачисление на занятия осуществляется на основе обследование детей с ОВЗ. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность коррекционного обучения каждого ребёнка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.

Полезная информация.

Уважаемые родители! Перед поступлением в школу ваши дети проходят полное обследование всех специалистов в детской поликлинике. Обследование логопедом также является обязательным. Обращайте внимание на логопедические диагнозы, если они поставлены, то срочно обращайтесь к специалисту.

 Речевая готовность к школе. На что необходимо обратить внимание: - Речевая коммуникация – к 7 годам ребенок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета - Связная речь – к 7 годам ребенок должен уметь пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки. При пересказе обращайте внимание на понимание текста ( он должен правильно формулировать основную мысль, последовательно и точно строить пересказ), на грамматику, на умение строить сложные предложения - Словарь – к 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы ( большой – маленький, широкий – узкий, веселый – грустный, разговаривать – молчать, высоко – низко и т.д.), синонимы (смелый, храбрый, отважный; побежал, помчался) - Грамматика- к 7 годам у ребенок должен уметь понимать различные грамматические конструкции и правильно образовывать слова в предложении (стол из дерева –деревянный, у белки – бельчата, стул – стульчик, ухо – уши, окно –окон)  Звукопроизношение - в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 4-5 годам, к 5 -6 годам он должен уметь дифференцировать(различать) звуки на слух и в произношении, отчетливо произносить все звуки в различных словах и во фразовой речи. Не должно быть пропусков, замен и искажений. Вывод об уровне речевого развития ребенка делается на основании всестороннего обследования речи.

 

Внимание! Домашние задания! В процессе постановки звуков всем без исключения детям я задаю домашние задания – выполнение артикуляционной гимнастики. Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Люди правильно произносят звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного положения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатывались у детей определенные двигательные навыки, чтобы они закреплялись и становились прочными. Выполнять артикуляционную гимнастику следует 3 – 5 мин, повторяя каждое упражнение несколько раз. Выполнять её нужно сидя перед зеркалом, контролируя свои движения. Нельзя говорить, что ребенок выполнил упражнение неверно – это может вызвать полное нежелание заниматься.

 

Играем! Игра это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. И особенно коллективная игра. На каждом занятии дети с нетерпением ждут слов: «А теперь давайте поиграем!» В дошкольный период игра является ведущей деятельностью. Именно в игре развиваются все психические функции, включая речь. К сожалению, многие дети приходят в школу не «наигравшимися», а потому с заметными  пробелами в развитии. Во дворах сейчас мало детей, а взрослые очень часто заняты.

Что же делать? Восполнять пробелы!

 Предлагаю вашему вниманию игры,

не требующие много времени.

В них можно играть даже на ходу!

Игры для развития речи детей дома.   В эти игры можно играть по дороге из детского сада, идя в магазин, на даче, на прогулке, перед сном и т.д. Они не занимают много времени, но очень эффективны и интересны детям.

1. «Один – много» Называйте всё, что видите вокруг себя или что первое придет на ум. Вы – в единственном числе. Ребенок – во множественном. Например: дом – дома, воробей – воробьи и т.д.

2. «Какие мы ласковые!» Заключите «договор» с домашними или только с ребенком, что в течении 5-10 минут вы всё называете уменьшительно-ласкательными словами.

3. «Обобщающие понятия» А) Ребенок должен назвать слова по темам: транспорт, мебель, дикие животные, домашние животные, птицы, одежда, обувь и т.д. Б) Ребенок должен назвать одним словом: автобус, троллейбус, трамвай – это … (транспорт)

 4. «Скажи наоборот» (антонимы) Вы называете слово – ребенок подбирает слово «наоборот». Существительные: день, север, зима, холод… (ночь, юг, лето, тепло) Глаголы: пришел, нырнул, уснул, забыл… (ушел, вынырнул, проснулся, вспомнил) Прилагательные: высокий, твердый, чистый… (низкий, мягкий, грязный) Наречия: низко, далеко, горячо… (высоко, близко, холодно)

5. «Давай посчитаем» Считайте всё, что можно посчитать, например: один помидор, два помидора и т.д. Позже можно будет усложнить, добавив прилагательные. Например: один красный помидор, … , пять красных помидоров и т.д. (старайтесь четко произносить окончания)

 6. «Много чего?» Называйте всё, что видите, со словом «много». Например: много домов, много фонарей, много окон, много деревьев, много людей, много улиц и т.д.

7. «Назови какой?» Сок из яблок – значит он какой? Яблочный. Ком из снега – значит он какой? Снежный и т.д.

 8. «Придумай слово» Предложите ребенку подобрать слово на какой-либо звук, сначала любые слова, а потом по теме. Например: «Назови овощ, название которого начинается на звук «[k]» (кабачок, капуста) и т.д. Эти игровые приемы не только развивают речь вашего ребенка, но, что не менее важно, создают теплую, располагающую к общению обстановку в семье, поднимают настроение.

Желаю вам успехов в учении и удовольствия от общения с вашим ребенком.         

Учитель-логопед:  Котова Татьяна Нектарьевна.